Новости:
Объявленный в 2010 году журналистами газеты «Яровские новости» Алтайского края конкурс военных воспоминаний «Моя правда о войне» завершился.
Награждались журналисты, которые внесли наиболее заметный вклад в развитие журналистики на территории региона, освещая самые разные темы: от работы госорганов и реализации приоритетных проектов до финансового ликбеза.
Секретариат Союза журналистов России поддержал своих коллег из Саратовского регионального отделения СЖР, вставших на защиту незаконно уволенной с должности главного редактора «Балашовской правды» Ольги Айдаровой.
Статистика:
Rambler's Top100

Композиция: единство формы и содержания. Критерии оценки

26-02-2017

Описания как речевые структуры отличаются обособленностью и статичностью (динамичностью). По структуре они делятся на аналитические, синтетические и аналитико-синтетические (смешанные). Между перечисленными признаками в описаниях возможны разные структурные связи. Предмет можно описать по движению глаз, его рассматривающих, по его собственному перемещению (например, вокруг оси), по маршруту движения, в соответствии с его строением, характеристиками или методами исследования, по убыванию или возрастанию признаков, от простого к сложному, от менее значимого к более значимому, от низшего к высшему, от определяющего к определяемому и др. В каждом конкретном случае выбирают строго определенный порядок расположения материала.

Объяснительные тексты, или тексты-рассуждения, фиксируют движение, развитие мысли на логико-понятийном уровне. Мысль в рассуждениях развивается к выводу. Из ряда высказываний выводится новое высказывание, и между ними устанавливаются логические связи. Рассуждения должны соответствовать правилам умозаключения и доказательства. Они могут быть построены по индуктивному или дедуктивному способу. В рассуждениях возможны разные структурные связи: от посылки к выводу, от тезиса к аргументу и выводу, от явления к сущности, от фиксирования изменений к анализу их причин, от количественных характеристик к качественным, от содержания закона к формам его проявления, от истории предмета к его осмыслению, от абстрактного к конкретному и наоборот.

Тексты-рассуждения наиболее сложны для работы. Части произведения, включающие рассуждения, например, тезисы и доказательства, не просто выделяются в виде логической схемы. Они могут быть разделены фрагментами текста разного объема. Их признаки (такие слова, как «следовательно», «далее», «наконец», «получим вывод», «рассмотрим пример», «четыре причины явления», «попытаемся доказать» и др.) в тексте произведения не всегда соответствуют реальным логическим связям и отношениям между явлениями, предметами.

Оценка построения отдельных частей произведения обусловлена лингвистическими нормами, что позволяет исключить субъективные выводы. Так, иногда авторам говорят о том, что в отдельных частях произведения материал скучный, растянутый, однообразный и плохо воспринимается. При этом в целом правильном заключении не выявляются причины несовершенства этих фрагментов и, следовательно, трудно дать конкретные рекомендации автору, трудно объяснить, как работать с материалом. Например, в научно-популярном произведении встречается много описаний, которые следуют одно за другим, и в них не обнаруживается соблюдение какого-либо принципа построения (по движению объекта, по степени важности характеристик, по убыванию или возрастанию признаков и др.). Если редактор это понимает, он может обосновать свой вывод и легко объяснить автору, в чем именно несовершенство произведения или его части, а также может показать, в каком направлении и как работать, т. е. что практически можно сделать для устранения недостатков. При необходимости редактор должен объяснить автору, какими композиционными средствами достигается то или иное воздействие на читателя, как сделать произведение более ярким, а процесс чтения динамичным.


Другие статьи по теме:
 СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
 ФИНАНСОВАЯ БАЗА ИЗДАНИЯ
 ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕДАКЦИИ
 Работа редактора над цитатами
 Авторский оригинал произведения, его состав, основные виды

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: