Новости:
Объявленный в 2010 году журналистами газеты «Яровские новости» Алтайского края конкурс военных воспоминаний «Моя правда о войне» завершился.
Награждались журналисты, которые внесли наиболее заметный вклад в развитие журналистики на территории региона, освещая самые разные темы: от работы госорганов и реализации приоритетных проектов до финансового ликбеза.
Секретариат Союза журналистов России поддержал своих коллег из Саратовского регионального отделения СЖР, вставших на защиту незаконно уволенной с должности главного редактора «Балашовской правды» Ольги Айдаровой.
Статистика:
Rambler's Top100

Кому он нужен, доступ к информации?

17-04-2017

Кому он нужен, доступ к информации?

1 Но вот что любопытно: за год действия нового закона в калининградскую Думу поступило от граждан менее

50 запросов на информацию.

бранием Красноярского края. Идет соответствующая работа в Новоси

бирске, Великом Новгороде.

Но даже если будет принят Федеральный закон о доступе к информа

ции (как бы он ни назывался) и соответствующие региональные норма

тивные документы, все равно останутся многие проблемы.

Первая проблема связана с тем, что этот законопроект четко и одно

значно регулирует доступ к информации о деятельности государственных

органов и органов местного самоуправления и совсем не затрагивает дру

гие сферы: деятельность политических, общественных и религиозных ор

ганизаций; деятельность государственных невластных структур, напри

мер государственных предприятий; частный бизнес, траспарентность

СМИ и т. д.

Понятно, что в этих сферах столь прямолинейные формы воздейст

вия, как принятие законов, малопродуктивны. Понятно и то, что Прави

тельство заинтересовано в скорейшем прохождении именно такого зако

на и не хочет топить его в бесконечных дебатах, которые возникнут при

обсуждении вопросов информационной открытости бизнеса или полити

ки1. Но ставить эту проблему мы обязаны, поскольку проблема информа

ционной открытости не может решаться только в одном направлении.

Кроме того, авторы данного законопроекта сознательно и принципи

ально избегают проблем, возникающих в точках соприкосновения раз

личных структур, как властных, так и иных, с журналистами. Эту пробле

му пытаются решить авторы «Типовых правил аккредитации журналис

тов средств массовой информации», подготовленных Союзом журналис

тов РФ. У меня нет никаких претензий к этому документу, но я сильно со

мневаюсь в его эффективности. Кто и как может обязать губернатора, мэ

ра, директора государственного предприятия, хозяина компании обеспе

чить информационную открытость в общении с журналистами? Здесь ну

жен либо Закон «О прессслужбах», либо Закон «Об информационной от

крытости», либо иные формы воздействия.

Другая проблема возникает, как только мы обращаемся к таким поня

тиям, как коммерческая и служебная тайна. По обеим этим категориям

информации с ограниченным доступом ведутся разработки проектов за

конов, однако изза сложности указанных проблем вряд ли стоит ожидать

их появления в ближайшем будущем.

Вопросы коммерческой тайны имеют следующие важные аспекты.

Поскольку государственные информационные ресурсы, «представляю

щие общественный интерес», по закону нельзя относить к коммерческой

тайне, то возникает проблема, является ли документированная информа

ция, которой располагает любая государственная организация, государ

ственными информационными ресурсами? При ответе на этот вопрос

нужно учитывать, что согласно Гражданскому кодексу продукция, произ

10

Журналист в поисках информации

1 Текст этой статьи был подготовлен до отставки Правительства М. Касьянова.

веденная на государственном предприятии с использованием государст

венных основных фондов, является тем не менее собственностью не госу

дарства, а данного предприятия. Можно предположить, что это относит

ся также к информационной продукции, произведенной с использовани

ем государственных информационных ресурсов.

Наибольший интерес, если говорить об экономической информации,

вызывают данные об экономическом положении государственных пред

приятий, или акционированных предприятий, где государство сохранило

контрольный пакет акций. Фактически эта информация имеется у руко

водителя предприятия, который ей распоряжается бесконтрольно.

Иногда эта информация поступает в органы государственной власти.

Имеют ли они право такую информацию объявлять коммерческой тай

ной?


Другие статьи по теме:
 Журналистика Советской России в условиях многопартийности
 Реквизиты хорошего стиля
 Интервью: это больше чем вопросы и ответы
 О доступе к информации
 Нарушение неприкосновенности частной жизни

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: