Новости:
Объявленный в 2010 году журналистами газеты «Яровские новости» Алтайского края конкурс военных воспоминаний «Моя правда о войне» завершился.
Награждались журналисты, которые внесли наиболее заметный вклад в развитие журналистики на территории региона, освещая самые разные темы: от работы госорганов и реализации приоритетных проектов до финансового ликбеза.
Секретариат Союза журналистов России поддержал своих коллег из Саратовского регионального отделения СЖР, вставших на защиту незаконно уволенной с должности главного редактора «Балашовской правды» Ольги Айдаровой.
Статистика:
Rambler's Top100

Кому он нужен, доступ к информации?

17-04-2017

То же самое можно сказать об информации, содержащей сведения о

расходовании бюджетных средств, которую закон запрещает относить к

информации с ограниченным доступом. В чьих руках конкретно нахо

дится тот или иной документ, кто может его предоставлять или обязан это

делать с учетом всей лестницы бюрократических отношений в государст

венных структурах, сказать обычно очень трудно и еще труднее эту ин

формацию получить.

Совершенно неясен вопрос о границах т. н. «служебной тайны». Дей

ствующая инструкция Правительства в принципе позволяет руководите

лю любого органа государственной власти отнести к служебной инфор

мации, т. е. информации ограниченного доступа, любой документ, цир

кулирующий в данном органе. Федеральный закон «Об информации...»

ограничивает это право, запрещая относить к служебной тайне докумен

ты целого ряда категорий, в том числе нормативные акты, документы,

связанные с безопасностью производственных объектов, граждан и насе

ления, документы, содержащие информацию о деятельности органов го

сударственной власти и местного самоуправления, об использовании бю

джетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоя

нии экономики и потребностей населения и др. Однако содержащиеся в

Законе формулировки достаточно общи, более конкретно записать это

крайне сложно, а упомянутая инструкция оставляет очень широкие воз

можности для обратного толкования. Таким образом, до появления зако

на о служебной тайне, четко регулирующего возможности должностных

лиц ограничивать доступ к информации, причем закона, использующего

презумпцию открытости государственных информационных ресурсов,

все эти вопросы будут решаться по воле конкретных чиновников, кото

рые всегда более склонны закрыть информацию, нежели ее открыть.

Таким образом, проблема правового регулирования работы с инфор

мацией с ограниченным доступом, решена в настоящее время лишь в не

большой степени. Без появления еще как минимум законов о коммерческой

11

Кому он нужен, доступ к информации?

тайне и о персональных данных говорить о какойто правоприменитель

ной практике по этой проблеме просто невозможно.

Третья проблема была много лет назад сформулирована немецким пи

сателем Гансом Кристианом Лихтенбергом, который както пошутил: за

чем очки, свечи, лампы, если люди не хотят видеть? Речь идет о том, в ка

кой мере население России готово быть субъектом информационных от

ношений, знает свои информационные права и может ими пользоваться.

Ведь понятно, что закон нужен нам не для того, чтобы Правительство РФ

хорошо выглядело в глазах западных партнеров. Закон нужен для того,

чтобы способствовать продвижению России в направлении открытого

общества. С этой точки зрения понятно, что никакой закон не будет ра

ботать, если люди не будут постоянно требовать его неукоснительного со

блюдения1.

В России на сегодняшний день ситуация выглядит следующим обра

зом. Данные, полученные в ходе исследований, проводившихся КСДИ

все последние годы, говорят о том, что количество опрошенных, которые

оценивали бы свою информированность по основным сферам общест

венной жизнедеятельности как высокую, не превышает 10–15 процентов.

Что касается деятельности органов власти, то как высокую оценили сте

пень своей информированности шесть процентов опрошенных, как сред

нюю около 30 процентов, как низкую свыше 50 и около 15 процентов за

труднились с ответом. Хуже всех оценивают свою информированность

жители больших городов.

В ходе исследований была сделана попытка определить уровень ин

формационной активности опрошенных2.


Другие статьи по теме:
 Отечественная журналистика в период либерализации советского
 «Приобщенные» потребители информации ждут серьезных новостей и сенсаций
 Защита права на доступ к информации
 Что такое журналистика?
 Аналитический отчет

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: