Новости:
Объявленный в 2010 году журналистами газеты «Яровские новости» Алтайского края конкурс военных воспоминаний «Моя правда о войне» завершился.
Награждались журналисты, которые внесли наиболее заметный вклад в развитие журналистики на территории региона, освещая самые разные темы: от работы госорганов и реализации приоритетных проектов до финансового ликбеза.
Секретариат Союза журналистов России поддержал своих коллег из Саратовского регионального отделения СЖР, вставших на защиту незаконно уволенной с должности главного редактора «Балашовской правды» Ольги Айдаровой.
Статистика:
Rambler's Top100

Правовое регулирование свободы слова в РФ

18-05-2017

Порой СМИ играют не лучшую роль в нашей действительности. Обладая реальным средством для обращения к обширной аудитории, журналисты не осознают той ответственности которая накладывается на них при освещении ими тех или иных событий. Мало того, что заведомо ложные сведения о том или ином человеке нарушают конституционные права этого человека, они становятся причиной нарушения прав многих других людей: читателей, слушателей - чьё право на оперативное получение достоверных сведений через СМИ закреплено в ст.38 Закона "О средствах массовой информации". Однако не стоит забывать о тех случаях, когда “четвертая власть” - пострадавший элемент.

В 1999 г. были проведены исследования в 81 субъекте РФ. Главный вопрос, ответ на который искала “Общественная экспертиза”: "насколько свободно движется информация в каждом из регионов России? То есть насколько созданный местной властью законодательный и политический климат способствует (или препятствует) деятельности СМИ”2. Полученные сведения сводились в определенную карту - “свобода слова в России”, которая при подведении итогов выявила печальную картину – в России не нашлось ни одного региона с комфортным для «четвертой власти» законодательным и политическим климатом.

Изначально предполагалось, что карта свободы слова будет трехцветной. Небесно-голубой цвет означал бы регионы с цивилизованными условиями для работы СМИ. Синий – территории, где благоприятные условия сочетаются с неблагоприятными. Фиолетовый – “черные информационные дыры”, то есть те субъекты РФ, где господствуют неблагоприятные условия для “четвертой власти”. В итоге карта свободы слова оказалась двуцветной, так как небесно-голубой отсутствовал вовсе. При этом фиолетовая краска густо покрывала больше половины всей карты.

Исследования также показали, что Москва находится в числе самых неблагоприятных регионов по условиям доступа к информации – при том что для ее производства и распространения условия в столице благоприятней, чем где бы то ни было в России. Московские чиновники не ответили на половину посланных им информационных запросов СМИ. Впрочем, подобную закрытость проявляют власти большинства регионов. Одни из них отвечали с опозданием и неполно (33 субъекта РФ), другие не отвечали вообще (51 субъект РФ), тем самым напрямую нарушая ФЗ “О средствах массовой информации” (ст. 38-40).1 Ст.39 Закона содержит обязанность руководителей государственных органов, организаций и общественных объединений, их заместителей, работников пресс-служб либо других уполномоченных лиц предоставлять запрашиваемую информацию. В соответствии со ст.40 того же Закона, отказ в предоставлении информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Во всех других случаях отказ считается неправомерным и влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность.

Возможность свободно производить информацию во многих субъектах РФ также ставится под сомнение. Особое впечатление производит Омск. Чтобы получить там право на распространение печатной продукции необходимо пройти 34 инстанции. В Москве этот показатель немного ниже – 29 инстанций.2

Как известно ст. 29 Конституции РФ гарантирует каждому свободу искать и получать информацию. Насколько исполняется эта норма Конституции свидетельствует исследование “Население и информация”, проведенное осенью 1997 г. Комиссией по свободе доступа к информации. Оно проводилось только в Москве и Московской области, однако это не уменьшает его значение. Исследование показало, что 2/3 опрошенных при личном обращении сталкивались с той или иной формой отказа в информации, причем наиболее частыми причинами отказа являлись: отсутствие необходимой информации – 27 %:, ее засекреченность – 24,2 %, отсутствие времени у тех, кто должен эту информацию дать – 23,9 % и, наконец, - просто наглый, немотивированный отказ – 28,8 %.3 У специфической группы граждан, каковой являются журналисты дела обстоят не лучшим образом. Только 16 % журналистов ответили, что им никогда не отказывали в информации. 83, 8 % получали отказ часто или изредка.4 В следующем 1998 г. монитором было зафиксировано 177 случаев ограничения доступа к информации журналистов, хотя в соответствии с законом, государственные органы, организации, предприятия обязаны осуществлять свою деятельность на принципах максимальной открытости, а предоставление информации – обязанность должностных лиц, а не их право1.


Другие статьи по теме:
 Сущность и виды кредитных операций
 Первые газеты
 Планирование газеты: порядок в работе
 Правовое регулирование свободы слова в РФ
 Свобода печати

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: